Стань заметней в темноте!
Аварийность в темное время суток.
Анализ аварийности показывает, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в вечернее время с наступлением темноты, как правило, на неосвещенных участках улиц, а также во время встречного разъезда автомобилей.
Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5% от того, что он в состоянии различить днём.
Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число — это наезды автотранспорта на пешеходов и велосипедистов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека.
Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов и велосипедистов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если они одеты в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного потока. Ограничения скорости движения не является панацеей, так как очень часто в реальности водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния не более чем в 25 — 30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию.
Можно сделать вывод, что ситуацию можно значительно улучшить, если сделать пешеходов заметными на дороге круглые сутки. Именно поэтому в Правилах дорожного движения (пункт 17.1), утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 551, закреплена норма обязательного использования световозвращающих элементов в темное время суток при движении по краю проезжей части, а также рекомендовано — при пересечении проезжей части вне установленных мест.
Использование светоотражающих элементов и принцип их действия.
Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них: если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25-40 метров до 130-140, а если с дальним — расстояние увеличивается до 400 метров.
По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход» становится более заметен водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения во избежание возможного наезда на пешего участника дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85%).
Справка: тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 80-90 км/ч, составляет 35-40 м
Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо (как на велосипед), а под разными углами. Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент будет виден всегда. Дождь, туман — не помеха.
На рынке в ассортименте товаров представлены: фликеры (подвески, наклейки, кулоны, значки, брелки), светоотражающие нарукавные повязки, тесьма и готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов. Для велосипедистов дополнительно в продаже контрастирующие жилеты и пояса.
Что представляют собой фликеры.
Итак, что собой представляют фликеры? Это комбинированные микропризматические световозвращатели (светоотражение — более 80 %) в виде значков, подвесок, термонаклеек на одежду и наклеек на металл.
Фликеры изготавливаются по специальной технологии из мягкого пластика ярких цветов, эти привлекательные на вид изделия крепятся на одежду, сумки или рюкзачки с помощью булавки или шнурка, входящего в комплект. А термонаклейки легко крепятся на ткань с помощью утюга.
Так, тесьма представляет собой цветную тканую ленту, в которую вплетены световозвращающие нити, различной ширины. Ткань серебристо-серая, представляет собой совокупность стеклянных микролинз с высокой световозвращающей способностью, внедрённых в специальный клеевой слой, нанесенный на хлопковую, нейлоновую или хлопково-полиэфирную текстильную основу. Тесьма применяется для отделки спортивной, рабочей, детской одежды, страховочных поясов, рюкзаков, сумок, обуви и т.д.
Нарукавные повязки представляют собой цветную тканую ленту с нанесенной на неё термоспособом световозвращающей полосой. То, что световозвращающие ленты — не украшение рабочего костюма, а средство защиты, знают сегодня многие. А ведь совсем недавно, каких-нибудь лет десять назад, в нашей стране рабочая одежда отделывалась деталями из серебристой ткани, выполнявшей лишь декоративную функцию.
В настоящее время детали из материала, светящегося в темноте, стали обязательными элементами сигнальной одежды. При дневном свете материал имеет серебристо-серый цвет, а в темное время суток в свете фар или другого источника света становится ярко-белым.
Подвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали на уровне бедра.
Нарукавные повязки и браслеты так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды.
Значки могут располагаться на одежде в любом месте.
Сумочку, портфель или рюкзак со световозвращающими элементами лучше носить в правой руке, а не за спиной.
Эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами.
Не лишним будет нанести на одежду световозвращающие термоапликации и наклейки.
Рекомендуется иметь световозвращатели справа и слева.
Эксперимент эффективности фликеров.
Сегодня на белорусском рынке представлены фликеры разных производителей. Чтобы определить эффективность предлагаемых покупателю световозвращающих изделий, проводятся эксперименты.
Человек двигается по краю неосвещенной проезжей части навстречу стоящему автомобилю. В машине включен ближний свет. Вдоль дороги установлены конусы-отметки, по которым замеряют расстояние между автомобилем и пешеходом. Как только все тестируемые элементы начинают четко светиться в свете фар, человека останавливают и фиксируют показатели.
Эксперимент показал, что наилучшими световозвращающими характеристиками обладают изделия белого и светло-зеленого цвета с глянцевой поверхностью. Фликеры других цветов, а также фликеры с матовой поверхностью и те, на которые нанесено какое либо изображение отражают свет хуже.
Чем больше поверхность фликера — тем он лучше отражает свет.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, за нарушение пешеходами Правил дорожного движения, в частности, при движении по краю проезжей части в темное время суток, без светоотражателя, предусмотрено предупреждение либо штраф до 0,5 б.в |