Суббота, 04.05.2024, 08:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г Сморгони"

Наши друзья
  
Сайт живет


Оцените сайт школы
Оцените сайт школы №2
Всего ответов: 62

Педагогам

Основные формы и методы работы классного руководителя
по профориентации в средних классах


•         Профпросвещение. Основной функцией профпросвещения является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).
•         Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:
Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?
Почему тебе нравится именно эта профессия?
Что делают люди этой профессии?
Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?
Есть ли у тебя такие качества?
Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.
•         Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как
особенностями возраста, так и образовательным уровнем учащихся. При
проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации.
•         Работа по оказанию помощи престарелым людям, детям из детских домов, детям-инвалидам, учащимся младших классов и т.д. Она может осуществляться следующим образом. На классном собрании учащиеся делятся на две команды, которые проводят работу по выявлению количества престарелых одиноких людей, нуждающихся в помощи (в каком-то районе, проживающих на какой-то улице и т.д.). Все данные заносятся в журнал «308». По результатам собранных материалов проводится классное собрание и формируются бригады по оказанию необходимой помощи. Вся проведённая работа записывается в журнал в «страничку добрых дел». В конце года по итогам работы проводится классный сбор «Добрых дел мастер». Подобные рейдовые операции можно организовать по починке мебели в детских садиках, по очистке лесопарковой зоны, по ремонту оборудования и мебели в школе. Главное при проведении таких мероприятий – дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать общественную нужность своей работы.
•         Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.
•         Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся. Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Несмотря на то, что интересы у детей в этом возрасте неустойчивы, нестабильны и динамичны, надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.
•         Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.


Профориентационная игра "В мире профессий"


Цель:
•    Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
•    Повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.
Оборудование:
•    электрические шары со звонками;
•    музыка (для релаксации);
•    брошюры о профессиях;
•    плакат “Человек славен трудом”;
•    карточки со словами: хочу, могу, надо.
Ход занятия
I. Организационная часть.
II. Релаксация: 1)Упражнение “комплимент” 2)Упражнение “Снежинка” {звучит спокойная музыка}
III. Основная часть
У меня растут года
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Мы начинаем профориентационную игру “В мире профессий”.
Утверждаем состав жюри.
Слово капитанам команд (“Защита проекта своего названия”).
Объяснение правил игры.
Вопросы для I тура
1.    Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.
(Ответ: машинист - машинистка.)
2.    Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая?
(Ответ: агроном.)
Профессию можно получить в Зилаирском сельхозтехникуме, Башкирском аграрном университете.
3.    Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел?
(Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер.)
4.    Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”?
(Ответ: пародистом.)
Профессию можно получить в Стерлитамакском культурно-просветительском училище, Уфимском институте искусств.
5.    Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию.
(Ответ: СПТУ-93.)
Задание для II тура
1.    Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма “Кот Матроскин”? Назовите 3 профессии.
(Ответ: животновод, коммерсант, дояр.)
2.    Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой?
(Ответ: лесник.)
Профессию можно получить в Лесотехникуме, Аграрном университете г. Уфы.
3.    Вопрос-шутка:
Мы на закате
С поля возвращались
Ядреным потом стылый воздух пах
У каждого обветрено качалось
За плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт.)
4.    Кто по профессии президент Республики Башкортостан?
(Ответ: Нефтяник.)
Профессию можно получить в Нефтяном институте г. Уфы.
5.    "Работа у нас такая - доставлять людям радость".
В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. В гг.Белорецке, Магнитогорске есть профтехучилище, в которых можно получить эту профессию. Назовите эту профессию.
(Ответ: повар.)
Пословица: Добрый повар стоит доктора
III тур. Вопросы за I и II места
1.    Вопрос: “Угадай профессию”.
Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо так, как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию.
(Ответ: дирижер.)
2.    Что общего у ЭВМ с коровой?
(Ответ: Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения)).
3.    Назовите самую сладкую профессию.
(Ответ: кондитер.)
4.    Внимание - “Черный ящик”.
В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?
(Ответ: ложка.)
o    Музыканты-ложечники.
o    Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой.
o    Сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
5.    Кто изучает спрос на товары на предприятиях, в организациях торговли и общественного питания, составляет проекты договоров с поставщиками, следит за поставкой товаров в нужном ассортименте?
(Ответ: товаровед.)
Дополнительный вопрос: Назовите самую начитанную профессию.
(Ответ: Библиотекарь.)
Вопросы для IV тура (за III и IV место)
1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?
(Ответ: телерепортер.)
2. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?
(Ответ: фармацевт.)
Профессию можно получить в Башкирском медицинском университете г. Уфы.
3. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. О какой профессии идет речь?
(Ответ: орнитолог.)
4. Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду?
(Ответ: официант.)
5. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь?
(Ответ: нотариус.)
IY. Подведение итогов
Y. Слово жюри. Поздравления.
YI. Итог:
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять вам.
При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом  "хочу" (показ карточки).
Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание, способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим словом "могу".
А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".
- Дорогие учащиеся! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.
В добрый путь! В мир профессий! (Звучит музыка).
Литература:
1.    Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. Глазами подростков.
2.    Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии.
3.    “Психология в школе”. 2003-2004 гг.
4.    А.П. Чернявская. Психологическое консультирование.



«Что учитывать при выборе профессии?»
классный  час для учащихся 10-х классов

Цель   — подвести учащихся к пониманию грамотного отношения к выбору будущей профессии и формирование основ данной грамотности.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?»,  «Кем я хочу быть?»  Но этого недостаточно.
Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус»,  но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.
Так, например, нам трудно представить себе воспитательницу детского сада грубой, злой, властной. Наоборот, нам всем знаком образ доброй, мягкой заботливой женщины.
Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов:
1. Хочу: интересы, мечты о профессии, мотивация, склонности, ценностные ориентации.
Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию?
Ответь, учеников.
Классный руководитель.  Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».
2. Могу: Это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере.
Ответы учеников.
Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.
3. Надо: Потребность общества в данной профессии. Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то что из этого может получиться?    
Ответы учеников.
Классный руководитель. Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
2. С чего начинается выбор профессии?
Выбор профессии начинается с осознания интересов человека. Каждому из вас  близки разные учебные предметы. Кому-то нравится гуманитарный цикл - история, литература..., кому-то нравятся физика, математика, химия. Задание: подобрать профессию к предметам физика, химия, география...
Классный руководитель. Существуют различные классификации профессий. Сегодня мы познакомимся с 4-мя главными классификациями.
Классификация по предмету труда. Признаком первой классификации является предмет труда.
1. Человек - природа (П).
Предмет труда:  живая природа (растения, животные, микроорганизмы).
Профессии:  лесник, садовник, агроном, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, ветеринар, рыболов,  доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, вирусолог, генетик, биохимик.
2. «Человек – техника» (Т).
Предмет труда: машины, механизмы, материалы, неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х).
Профессии:  водитель, летчик, механик буровой установки, токарь, автослесарь, швея, шахтер, инженер геолог, строитель, повар, электросварщик и др.
3. «Человек - человек» (Ч).
Предмет труда - люди.
Профессии: воспитатель детского сада, учитель, менеджер, врач, продавец, парикмахер, экскурсовод и др.
4. «Человек -Знаковая система» (З).
Предмет труда:  информация в виде условных знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, текстов, шифров, кодов, оформление документов.
Предмет труда:  экономист, инженер, бухгалтер,  чертежник, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, кассир и др.
5. «Человек—художественный образ» (Х).
Предмет труда: искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, литературное).
Профессии: артист, композитор, писатель, режиссер, модельер, дизайнер, резчик по дереву и др. Проводится диагностика склонностей учащихся к выполнению тех или других типов профессий. Под руководством учителя они записывают первые буквы своей формулы профессии.
Классификация по цели труда.
Классный руководитель, продолжая рассказ о формуле профессий, предлагает учащимся следующее задание:
Найти и соединить слова из первого столбика со словами второго:
 
1.  Распознать, оценить, проверить
1. Инженер-конструктор, дизайнер композитор, архитектор, писатель
2. Придумать, изобретать, конструировать
2. Слесарь, учитель, водитель, бухгалтер, швея, токарь, маляр, сварщик
3. Обработать, переместить, организовать, упорядочить
3. Контролер, товаровед, инспектор дегустатор эксперт
 
Далее дается информация о классах профессий.
Классы профессий
Признаками классификации являются цели труда.
1. Гностические (Г).
 Цели: распознать, оценить, проверить.
 Профессии: контролер, товаровед, инспектор дегустатор.
2. Преобразовательные (П).
Цели: обработать, переместить, организовать, упорядочить.
Профессии: слесарь, учитель, водитель, бухгалтер,    швея, токарь, маляр, сварщик.
3. Изыскательные (И).    
Цели: придумывать, изобретать, конструировать.
 Профессии: инженер-конструктор, дизайнер, композитор, архитектор, писатель и др.
Учащимся  предлагается оценить, какая из указанных видов деятельности для них более предпочтительна: гностическая, преобразовательная, изыскательная. Для поиска более объективных оценок ученикам можно предложить помощь друг другу.
Классификация по отделам  труда.
Рассказ учителя о классификации профессий по отделам труда начинается с предложения встать всем тем, кто умеет работать отверткой, молотком...; поднять руки тем, кто хорошо работает швейной иглой или вязальными спицами; одеть головные уборы тем, кто предпочтет управлять станком, автомобилем, работе вручную. У кого хороший голос и кто готов исполнить какую-либо песню? (Вариантов обращения к учащимся множество.) Признаком классификации является средство труда, т.е. вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия.
1. Ручной труд (Р).
 Средства труда: ручные инструменты (отвертка, скальпель, игла, молоток, ножницы, фен и др.)
Профессии: столяр, ювелир, хирург, парикмахер.
2. Механизированный (М).
Средства труда: машины с ручным управлением, станки.
Профессии: токарь, водитель, машинист, швея-мотористка, механик.
З. Автоматизированный (А).
Средства труда: аппараты, пульты, компьютеры, автоматизированные системы.
Профессии: кассир, программист, секретарь, диспетчер, сталевар.
4. Функциональный (Ф).
Средства труда: голос, осязание, жесты, мимика, умственные способности, физическая сила. Учащиеся получают задание  - проверьте свои мимические способности: постройте смешную рожицу, постройте сердитое лицо, сделайте удивленное лицо. Классный руководитель предлагает учащимся оценить, у кого лучше получилось данное задание.
Классификация по условиям труда.
Есть ли среди ваших родственников те, кто работает на открытом воздухе, чем они занимаются?
Есть ли среди ваших родственников шахтеры, сталевары?
У кого мамы работают в медицинских или образовательных учреждениях?
у кого есть знакомые писатели, музыканты? Далее идет информация еще об одном основании для классификации профессий.
Признаком классификации является условие труда.
1. Бытовые условия (Б).
Условия: обычные, комнатные.
Профессии: бухгалтер, экономист.
2. На открытом воздухе (О).
Условия: на улице, на природе.
3. Необычные (Н).
Условия: под землей,  под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, химическая  промышленность.
Профессии: спасатель, водолаз, шахтер, сталевар.
4. Повышенная моральная ответственность (М).
Условия: моральная ответственность за жизнь и здоровье людей или материальные ценности.
Профессии: учитель, врач, милиционер, охранник, экономист, банковский служащий.
Профессии: врач, учитель, милиционер, охранник, экономист, банковский служащий.
3. Формула профессии
Изучив все четыре классификации, можно составить формулу профессии.
Формула
Группы  Б О Н М
Отделы  Р М А ф
Классы Г П И
Типы  ПТ Ч ЭХ
Под руководством классного руководителя школьники составляют формулу какой-либо профессии.
Например: учитель (Ч)
Цели - дать знания, т.е. преобразовательные (П).
Оценить знания, т.е. гностические (Г).
Средства труда функциональные (Ф).
Условия бытовые (Б).
Несет моральную ответственность за жизнь детей (М).
Формула: ЧП(Г)ФБ(М).
 
Литература:
 
1.Тарасевич С.В., Шалима Н.А., Купревич О.А., Пастушкова Е.Н.    Профориентация в школе / С.В. Тарасевич, Н.А. Шалима, О.А. Купревич, Е.Н.Пастушкова. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 128 с.
      2. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Анкетирование родителей и учащихся по профориентационной работе.// Классный руководитель. –2003 г., № 6, 108с.
      3.Шустова Н.И. Диагностика профориентационных ориентаций школьника.// Классный руководитель. –2005 г., № 5, 38-39 с.
4.Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несавершеннолетними и их семьями. - Мн. : Красико-Принт, 2000. - 33 с.
5. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
6. Е. Жарикова, Е. Крушельницкого. Для тебя и о тебе, М, 1991, стр. 23—27.
7. Словарь-справочник по психологической психодиагностике / Бурла¬чук Л.Ф., Морозов С.М. Киев: Наукова Думка, 1989. С.11-12.

 

Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Сертификат
Дошка гонару
Наши друзья
     

Copyright MyCorp © 2024